Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в сложных и не всегда спокойных условий, актуально возникает тема рассмотрения «Правоохранительные органы в системе обеспечения безопасности Российской Федерации» обусловлена тем, что в России в условиях происходящих коренных изменений в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности проблема обеспечения национальной безопасности приобретает значение одной из главных.
Правоохранительные органы – это государственные органы, осуществляющие специальную правоохранительную деятельность для защиты прав и свобод личности, общественных и государственных институтов от противоправных действий. Правоохранительная деятельность определяется как властно-организующая деятельность компетентных правоохранительных органов и их должностных лиц согласно нормам права, направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности, правопорядка, безопасности в обществе.
Возникающая тема вполне актуальна в современных условиях. Обеспечение государственной безопасности - это главная задача любого государства. Для выполнения этой крайне важной задачи, каждое государство создает специальные органы – спецслужбы, которые обеспечивают безопасность.
Таким образом, основная задача правоохранительных органов согласно Конституции РФ, является охрана прав и свобод человека, гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией РФ. Правоохранительные органы являются неотъемлемой частью нашего государства и нас самих.
В своей работе я хочу рассмотреть действующую в настоящее время систему правоохранительных органов системе обеспечения безопасности в России, и рассмотреть правовые аспекты деятельности основных правоохранительных органов.
Объект исследования – общественные отношения складывающиеся в процессе обеспечения безопасности России правоохранительными органами
Предмет исследования – роль правоохранительных органов в обеспечении государственной безопасности России
Целью курсовой работы является исследование и рассмотрение роли правоохранительных органов в обеспечении безопасности в России, а также отдельных структур, которые вовлечены непосредственно в систему обеспечения безопасности.
Для достижения главной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- изучить этапы истории развития органов безопасности
- рассмотреть общую характеристику и определение системе безопасности
- определить роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности
- изучить работу определенных органов, обеспечивающие безопасность
- в заключение работы сделать краткие выводы по теме исследования
Для написания курсовой работы использовалась учебная и специальная литература, которая в свою очередь является методом, способствующим раскрыть тему курсовой работы.
Объем и структура курсовой работы определяется поставленными целями и задачами, и которая состоит из введения, глав, параграфов, заключения списка использованной литературы.
Глава 1. Основные понятия и система органов безопасности.
1.1. История развития системы органов безопасности в России.
Для того чтобы определить каким образом сформировалась вся система безопасности в России, следует обратить внимание, как исторически закладывалась общая система безопасности в России.
Начальным этапом формирования органов безопасности, возможно определить период, когда царь Иван IV в 1565 году создано политический розыск, в целях борьбы с возможной их изменой внутри государства. Опричное войско, которого в то время начало формироваться, в последствии определило дальнейшее развитие органов безопасности, которое осуществляло важное значение в государстве во все периоды в развития и становления.
До конца XVII в. Единого органа, осуществляющего защиту и контроль за преступлениями не существовало, всеми соответствующими проблемами занималась Боярская Дума. И уже в 1564 году царь Алексей Михайлович, продолжив развитие защиты государства от внешних и внутренних угроз, создает Приказ тайных дел и самостоятельно осуществлял руководство над ним.
Дальнейшее развитие органов безопасности возникло в период правления Петра I, при котором специальная служба вошла в созданный им Преображенский приказ и Тайную канцелярию. Преображенский Приказ являлся в основном судебным органом, а вот жесткими политическими преступлениями занималась Тайная канцелярия. В 1729 году был создан Верховный тайный совет и Сенат, которые занимались непосредственно политической безопасностью государства.
История развития органов безопасности, в дальнейшем нашла свое формирование в период XVI – XVII вв., обеспечивая полицейский контроль, который назывался дворцово-вотчинным управлением, а в период сословно – представительной монархии возникла приказная система управления.
Следующим этапом, который повлек за собой формирование органов безопасности, являлся период XVII в, где глава государства в целях укрепления власти назначал воевод, для осуществления охраны общественного порядка в стране. В 1702 году после образования абсолютной монархии в России появились губернии и функции безопасности государства возложены на губернаторов, а далее уже 1719году осуществление полицейский функций наделялись воеводы, определенные в подчинении губернаторам.
Особо важным этапом изменением специальных служб и полиции в истории отмечен период правления Екатерины II. Созданный ею «Наказ» 1767 году определял, что все что относится к благополучию и правопорядку в обществе, формирует полиция. А в дальнейшем после утверждения правового документа в 1775 году «Утверждение для управления губерний», в уездах была назначена должность земского исправника, на которого возлагалась обязанность руководства полицейского органа.
Дальнейшее развитие ознаменовалось реорганизацией местной полиции в 1782 году, что и способствовало определению Указа «Устава благочиния». На основании этого документа полицейские органы формировались уже в городах.
Спад развития полицейских органов, пришелся на период правления Елизаветы Петровны, при которой осуществлялась сравнительно с ее предшественниками низкий уровень контроля за работой полицейских органов.
Далее в период правления Петра III в 1762 году, ввиду больших изменений со временем правления Петра I, возникла попытка определить созданный им Указ о Тайной канцелярии, однако на основании принятого документа «Тайной экспедиции при Сенате» Указ ликвидирован не был. При Александре I в начальный период его правления была отменена «Тайная экспедиция» и следом за этим, в 1805 – 1807 гг. принимается два акта «Комитет высшей полиции» и «Комитет для рассмотрения дел по преступлениям».
В 1810 году создается Министерство полиции в основу которого вошло предупреждение государственных преступлений, а в 819 полиция вошла в министерство внутренних дел, главным руководителем которого действовал генерал- губернатор, а в армии при этом в силу вынужденных обстоятельств стала формироваться специальная полиция.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно - правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (редакция от 09.11.2020)
3. Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" от 03.04.1995 N 40-ФЗ (редакция от 09.11.2020)
4. Федеральный закон "О внешней разведке" от 10.01.1996 N 5-ФЗ (редакция от 09.11.2020)
5. Федеральный закон "О государственной охране" от 27.05.1996 N 57-ФЗ (в редакции от 01.04.2020)
6. Федеральный закон "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.05.2016 N 141-ФЗ (в редакции от 08.12.2020)
7. Указ Президента РФ от 07.08.2004 N 1013 (ред. от 20.07.2020) "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации"
8. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
9. Указ Президента РФ от 21.12.1993 N 2233 (ред. от 14.10.1999) "Об упразднении Министерства безопасности Российской Федерации и создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации"
Специальная литература
1. Божьев В. П., Гаврилов Б. Я. Правоохранительные и судебные органы. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. 296 с.
2. Безопасность личности и социума как основа совместной социальной политики государства и общества. - М.: Норма, 2017. - 160
3. Ворона, В.А. Охранные подразделения / В.А. Ворона. - М.: Горячая линия - Телеком, 2019. - 323 c
4. Денисов, А.И. Органы государственной власти и органы государственного управления / А.И. Денисов. - М.: Высшая партийная школа при ЦК ВКП (б), 2017. - 623
5. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / под ред. Ляхов Ю. А. — М.: Инфра-М, Норма, 2018. 416 с.
6. Попова Н. Ф. Основы управления в правоохранительных органах. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2017. 288 с.
7. Стойко Н. Г., Кириллова Н. П., Лодыженская И. И. Правоохранительные органы. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019. 518 с.